Коллекционные автомодели в масштабе: история возникновения, популярность масштаба 1 к 43

ПАЗ-672М автобус санитарный, хаки

Советский автобус
1 к 43
металл + пластик
Пластиковый бокс

Оформить заказ

Не многие могут вспомнить первый автомобиль в своей жизни, так как зачастую встречают его ещё в раннем детстве. Однако, следующая машина вспоминается гораздо чаще, так как желание приобрести подобный автомобиль становится все больше. И за последующие годы в собственности могут перебывать несколько различных видов машин. Конечно, большинство из них могут «радовать глаз» владельца, друзей и родственников по сей день. Следовательно, появление масштабных моделей только привлечет любителей миниатюрных авто.

Поэтому, речь в данной статье пойдет именно о коллекционных автомоделях. На сегодняшний день, это не просто детские игрушки, а довольно-таки серьезное увлечение для людей старшего возраста и ещё один уникальный способ тщательно разобраться с устройством автомобиля, вникнуть в его историю. В том числе, в историю автомоделизма.

ВАЗ-2121

Игрушка или коллекционная модель?

Впервые, игрушечные автомодели появились несколько позже, чем реальные автомобили, то есть в начале прошлого столетия. Родителем масштабных моделей, равно как и реального авто принято считать город Нюрнберг. Именно в Германии, в результате широкого распространения различного рода ремесленных мастерских и всевозможных фабрик, стали выпускаться маленькие игрушечные машинки. Наряду с простыми машинками, достаточно популярны стали усложненные модели с заводными механизмами и открывающимися дверьми, рабочими гудками и действующими фарами. Безусловно, подобного рода игрушки заслуженно имели высокую цену, поэтому и играть с ними доводилась только детям из очень состоятельных семей.

Коренным образом ситуация изменилась тогда, когда одной из американских фирм Tootsietoy было освоено производство литья из олова. Достоинство подобных моделей было колоссальным: единожды изготовив пресс-формы, можно было штамповать не только, а тысячи миниатюрных копий. Хотя, в истории отмечены случаи использования свинца. В последующем, единственным материалом для изготовления стал цинковый сплав.

Tootsietoy

В середине прошлого века, известная английская фирма Lessney выпустила серию Matchbox, которая единственная в своем роде не придерживалась определенных стандартов в масштабе. Несомненно, важным критерием в производстве стала возможность уместить автомодель в спичечный коробок. Независимо от размеров и отсутствия единственно принятого масштаба, именно эти модели привлекли «внимание всего мира». Забавно то, что их производство все ещё продолжается, а интерес к ним не угасает.

Спустя несколько лет, в сфере автомоделизма появилась новая марка авто с прозрачными пластмассовыми стеклами – Corgi Toys. Вслед за которыми были отмечены открывающиеся капоты, багажники, вращающиеся колеса, макеты двигателя и запасного колеса, а также отлично детализированные салоны с откидными спинками сидений.

Однако, в 60 – 70х г. 20 века наметилась тенденция к коллекционированию моделей авто с высокой степени детализированными элементами, даже, если при этом исключалась возможность открытия дверей и багажников. Спросите почему? Потому что, ни развивающиеся технологии, ни материалы не способны достоверно передать зрелищность открывающейся дверки. Ведь, те дверные зазоры, которые имеются у современных иномарок будет практически невозможно передать в распространенном М:1 к 43, так как составлять они будут сотые доли миллиметра. Поэтому, среди коллекционеров довольно популярны модели с «глухими» дверцами, но с максимально проработанными деталями внешней конструкции авто, приборной панели, вплоть до отражающей поверхности оборотной стороны зеркал для заднего вида.

Под конец 80-х г. коллекционерами активно стали приобретаться автомодели немецкой компании Schabak, которые по свой детализации почти не уступали «глухим» копиям, но при этом сохраняли возможность открытия дверок. Хотя, в скором времени, первое место по популярности заняли коллекционные модели серии Minichamps от фирмы Pauls Model Art: они ярко отражали требования, предъявляемые нынешними коллекционерами – максимальна достоверность при минимуме действующих деталей.

Почему среди масштабных авто столь популярен масштаб 1 к 43?

Единственная причина в том, что за основу масштаба был взят размер колеи железнодорожного полотна, представленный в дюймовой системе мер. Ввиду того, что железнодорожный транспорт появился значительно раньше нежели автомобильный, то и масштабные модели представляли собой миниатюрные железные дороги. Так как, колея по английским мерками измерялась в дюймах, то и масштаб подбирался, соответственно, кратный им. Наиболее удобным при пересчете в метрическую систему измерения стал всемирно известный масштаб 1 к 43. Но, в качестве дополнения к железным дорогам стали выпускаться автомодели, как результат, этот масштаб стал общепринятым и универсальным в сфере автомоделизма.

Как бы то ни было, противостояние между точной детализацией и зрелищностью идет, как и прежде. Таким образом, довольно известная фирма Herpa, благодаря своим моделям масштаба 1 к 87, некоторое время назад занялась изготовлением пластмассовых моделей в привычном коллекционерам масштабе, совмещая при этом открывающиеся детали с детализированностью и высочайшей степенью соответствия прообразу. До сих пор, её результат никому не удалось повторить. Так, что не следует говорить о взаимной исключаемости – возможно всё!
Фактические, в последнее время около 80 % миниатюрных копий изготавливается в Китае по заказам известных фирм. Так что не стоит опасаться приобретения фирменных моделей низкого качества.

Сложность выбора

И хотя об истории автомоделизма можно говорить и говорить, стоит поинтересоваться, как обстоят дела с масштабными моделями в городах России?

Жаль, но в этом регионе довольно сложной найти настоящие миниатюрные копии реальных авто, в том числе машин японского производства, выпущенных для внутреннего рынка и в большинстве своем активно используемых нами. Конечно, в любом российском городе имеется огромный выбор игрушечных моделей китайского производства. И наиболее из них распространена торговая марка Welly (приемлемая цена), под которой почти с легкостью можно идентифицировать модель и марку прообраза автомобиля. Опять-таки, детализация оставляет желать лучшего, да и определенного масштаба не имеется. Главным критерием, в этом случае, является – стандартная упаковка самой модели, в которую с таким же успехом может поместиться копии различных марок машин: в реальном мире значительно отличающиеся своими размерами. Не редки случаи совмещения пружинного движителя с корпусом модели, что уже относит подобные копии к игрушкам.

Если говорить об остальных игрушечных моделях, то следует отметить, что их с легкостью можно обнаружить среди представленного ассортимента промтоварных или продовольственных магазинов города. Естественно, больший выбор возможен только в специализированных детских магазинах игрушек.

А что в СССР?

В Советском Союзе, модели хорошего качества и исполнения считались дефицитным товаром. В общей сложности, массовый выпуск значился только в Саратове на производственном объединении «Тантал». В Ульяновске и Казани выпуск моделей ограничивался лишь марками авто УАЗ и КАМАЗ соответственно. В то время, как заводы Москвы и Ленинграда, специализирующиеся на изготовлении игрушек, вовсе выпускали только приблизительные копии заграничных авто из пластмассы, приобретенные с зарубежных линий. Но, даже те немногие - удачные автомодели из Саратова, по стилю и качеству точно копировали модели Corgi Toys: колеса вращались и дверцы открывались. Наиболее похвальным оказался образец автомоделизма Советского производства ВАЗ-2121 «Нива»: модель обладала не только открывающимися дверками, но и передвижным рычагом КП, вращающимися передними колесами и изображение фирменной ладьи на эмблеме. Однако, после развала Советского Союза, ассортимент автомоделей расширялся только за счет модификаций уже существующих экземпляров. Да при всем при том, износ штампа никто не отменял, и как следствие за годы производства, качество постепенно ухудшалось, вплоть до того, что современные российские машинки внешне стали значительно уступать недорогим китайским аналогам.

Многие фирменные модели можно обнаружить и у официального дилера определенной марки реальных машин. Хотя, конечно, приобретение таких моделек значительно скажется на семейном бюджете, так как выглядят они вполне достоверно. Вероятно, они носят не коллекционный характер, а служат в целях продвижения имиджа и марки авто.
Тем не менее во всяком городе России можно найти подходящие экземпляры для коллекционирования, представленные в масштабе 1 к 43, и выполненные в стилистике советского времени: от иностранных легковушек до раллийных болид и даже фургонов с микроавтобусами, от отечественных грузовиков до тракторов и армейских монстров.

Также возможным является приобретение настоящих коллекционных моделей, а не простых игрушек с высочайшей степенью проработки деталей. Зачастую, новички коллекционирования или любители попросту не замечают выставленные оригинальные модели всемирно известных производителей ввиду неосведомленности мест их приобретения. И хотя, в любом магазине общее количество моделей относительно невелико, зато всегда можно встретить очень ценные внутри японские машинки, к примеру: Honda Inspire, Toyota Mark II Grande, Toyota Crown, Nissan 350Z, Bentley Continenta, Porsche Cayenne… Впрочем, и любители грузовой техники не останутся без моделек: копии автобусов, грузовиков, пожарной авто лестницы на шасси. В целом, цена на легковые автомобили не превышает 2000 рублей, в то время как на грузовики, автобусы и прочую габаритную технику цена варьируется от шести до семи тысяч рублей. Хоть деньги и не малые, за эти средства коллекционер получает несомненно прекрасно изготовленный экземпляр масштабного авто с проработкой всех имеющихся деталей.

Увы, в нашей стране выпускается одно периодическое издание, посвященное моделям авто и носящее соответствующее название «Автомобильный моделизм». Еще хуже, что содержание журнала весьма посредственное: конкретика почти отсутствует, все остальное выполняет роль «массовки». Опечаливает и тот факт, что в свободной продаже его практически не найти, а ознакомиться можно только через фанатичных поклонников сего хобби. Как говорится, земля полнится слухами. А слух на сегодняшний день таков, что выпуск журнала и вовсе прекратился.
Более подробно рассмотрим сборные автомодели, изготовленные из пластиковых деталей, китов – набора инструментов и деталей для сборки. Они, равно, как и стендовые модели, могут иметь простую или сложную конструкцию с высокой степенью детализации. При том, что масштаб их значительно крупнее: от 1 к 32 до 1 к 8.

К великому сожалению, подобные модели в некоторых городах встречаются гораздо реже, нежели в других. Хотя, даже при минимуме вариантов можно найти подходящие, например: модель грузовика ЗИС-5, вездехода Unimog, суперкара Ferrari, или дальнобойщика MAN. Если кому удастся заполучить модели, изготовленные известной японкой фирмой Tamiya, то этот человек с уверенностью сможет сказать, что они отличаются высокой степень соответствия оригинальному прообразу. Даже специализированные магазины зачастую ограничиваются десятками небольших стендовых автомоделей, среди которых несколько движущихся легкосборных экземпляров для детей школьного возраста и наверняка хотя бы одна радиоуправляемая электрическая копия. Модель которой, уникальна тем, что не просто выполняет простые команды назад-вперед, влево-вправо, а с точностью копирует движения и характер прототипа.
В скором времени, ожидается появление на рынке автомоделизма радиоуправляемые модели авто с двигателями внутреннего сгорания от компании Tamiya.

Достоинства миниатюрных форм

Для большинства людей такое хобби, как увлечение коллекционированием автомоделей, может показаться несколько странным и бесполезным. И, действительно, практической пользы от подобного действия довольно мало: не нагрузить и не уехать. Да и о количестве вложенных средств говорить вообще не хочется. Однако, именно это хобби сделало жизнь большинства коллекционеров увлекательней и содержательней. К тому же, редко кому удается ощутить себя настоящим арабским шейхом, гараж которого полнится десятками самых дорогих и шикарных машин всего мира.

Если серьёзно, то… Нет смысла говорить о масштабных моделях серьезно. Ведь они изготовлены не для того, чтобы доставлять проблемы владельцу (сигнализация, парковка, страховка), которых и так в жизни предостаточно, или решать бизнес-дела, а ради того, чтобы украшать жилище, офис или салон настоящего авто их владельца. Их задача: радовать «глаз» собственника и поднимать его настроение! Они стоят того, чтобы за них заплатить!

Моделирование из картона


Яндекс.Метрика